Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Спрос и предложение - два фактора, ко-торые дают жизнь рынку, формируют в экономике уровень цен на товары и услуги. Поведение же самой фирмы, выбор объемов производства, раз-меров спроса на ресурсы и объемы предложения собственных товаров за-висят от типа рынка, на котором она действует. Более мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, яв-ляется степень развития на нем конкурентных отношений.
Конкуренция в рыночной экономике неизбежна, что определяется наличием частной собственности и обособленностью экономических инте-ресов субъектов хозяйствования. В России происходит ежегодное увеличе-ние предприятий и организаций различных форм собственности, что сви-детельствует о ежегодном увеличении конкуренции в многообразных сфе-рах жизнедеятельности общества.
Целью курсовой работы является изучение рынка, ценообразования и конкуренции в рыночной среде. Достижение поставленной цели потребо-вало решение ее приоритетных задач:
1) Изучить структуру рынка и методы ценообразования;
2) Раскрыть понятие, сущность конкуренции и предельных издер-жек;
3) Рассмотреть особенности совершенной конкуренции, монополии, олигополии.
Объект курсовой работы – рынок.
Предмет курсовой работы – структура рынка.
Для проведения исследования применялись графический метод, ана-лиза, синтеза, классификации, обобщения, системный методы.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные во-просам конкуренции (И.К. Беляевский, А.Н. Варламова, Е.Н. Луцкая, Л.П. Куранов, Г.М. Гукасьян).
Также в рамках данной курсовой работы использовалась аналитиче-ская, научная литература, содержащая информацию об объекте исследо-вания – И.К. Мамонов.
Помимо этого, акцентировалось внимание и на периодических изда-ниях - С.П. Шубин, А.Б. Суворин.
Использованы публикации в периодических изданиях - таких, как электронный научно-практический журнал «Конкуренция и право», «Кон-куренция и рынок», которые целесообразно использовать в процессе изу-чения конкуренции и ее факторов в коммерческой деятельности.
При написании курсовой работы применялись такие источники, как федеральные законы, кодексы, а также Интернет – источники.
1. Структура рынка и ценообразование
Рынок — это конкурентная форма связи между хозяйствующими субъектами. Внешне, на поверхности рынок выражает связь между про-давцами, посредниками-торговцами и покупателями. При более глубоком понимании, принимая во внимание воспроизводственный аспект, рынок выступает как форма конкурентной связи между производством и потреб-лением.
Рынок является фундаментом для понимания ключевых путей экономиче-ского развития и путей повышения эффективности на микро- и макро-уровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного обме-на всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованны утверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определенную систему экономических отношений между продавца-ми и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, т. е. всего того, что включается в понятие «рыночный механизм».
Рынок существует в совершенно конкретных социально-экономических условиях и зависит от института собственности. Он играет важную роль в системе общественного воспроизводства во всех его сфе-рах: производстве, распределении, обмене и потреблении.
Наличие рынка предполагает необходимость существования эконо-мических субъектов рынка. Их принято делить на 3 группы.
1. домохозяйства (семьи) - экономические единицы, потребляющие товары и услуги.
Для них характерны:
- самостоятельное принятие тех или иных решений по поводу приоб-ретения товаров и услуг, а также распоряжения теми факторами производ-ства, собственниками которых они являются;
- обеспечение воспроизводства человеческого капитала (забота о воспитании, здоровье, образовании);
- стремление к максимальному удовлетворению своих потребностей.
2. бизнес – это предприятия, предприниматели, банки и другие дело-вые структуры, которые, используя ресурсы, производят продукции, а за-тем поставляют ее на рынок продуктов с целью получения максимальной прибыли.
Фирме (предприятию) характерны:
- использование факторов производства с целью создания товаров и услуг;
- стремление к максимизации прибыли;
- самостоятельное принятие решений.
3. правительство (государство) представлено государственными учреждениями и организациями, которые осуществляют юридическую и политическую власть в целях осуществления государственного регулиро-вания экономики в интересах социального обеспечения и социальной за-щиты населения, политической, социальной и экономической стабильности в обществе. Государство через свои институты создает и контролирует «правила игры» (устанавливает размеры налогов, осуществляет антимо-нопольное регулирование и т.д.).
Основные субъекты рынка — это люди (физические лица) и группы людей, специально созданные для совместного осуществления экономиче-ской деятельности. В современной экономике эти группы обычно прини-мают форму юридически оформленных организаций — фирм, корпораций и т. д. (юридических лиц). Субъектами рынка могут выступать и государ-ственные предприятия, если государство установит для них такие правила, которые близки к условиям деятельности на рынке физических и юридиче-ских лиц.
Субъекты рынка свободно, опираясь на собственные решения и предпо-чтения, вступают друг с другом в экономические отношения, которые в экономической теории называют «контрактами». Контракты — это не только те письменные договоры, которые заключают между собой прода-вец и покупатель, а любые формы сотрудничества и соглашений между самостоятельными и независимыми участниками экономического процесса. Например, это купля-продажа, аренда, наем. Поступая на работу, инди-вид, с точки зрения теории, заключает контракт с работодателем, потому что каждая из сторон обязуется выполнять определенные условия (со сто-роны работника — выполнение работы определенного качества в течение определенного времени, со стороны работодателя — предоставление условий для работы и оплата труда).
Чем более развита правовая система общества, его культура и тра-диции, чем разнообразнее организации и учреждения, функционирующие в народном хозяйстве, тем большую долю занимают в контрактах неявно выраженные, подразумеваемые условия и обязательства. Эти условия и обязательства представляют как бы огромную подводную часть айсберга, скрытую от глаз. Например, при приеме на работу обычно не оговарива-ется, что работник имеет право на оплату дней, пропущенных по болезни, поскольку это право обеспечено общегосударственным законом (напри-мер, Трудовым кодексом). Таких примеров можно было бы привести очень много. Поэтому теория утверждает, что отношения между участни-ками экономического процесса, особенно в развитых обществах, строятся на основе «несовершенно сформулированных контрактов».
Вступая в контракты, субъекты рынка преследуют цель максимиза-ции прибыли, хотя это утверждение несколько упрощенно и поэтому часто подвергается критике современной теорией.
Основные виды рынков представлены на рисунке 1.
Инфраструктура рынка представлена такими элементами:
1. Рынок товаров и услуг. Туда входят товарные биржи, предприя-тия, которые занимаются оптовой и розничной торговлей, маркетингом, рекламой и т.д. Этот элемент инфраструктуры заполняет все пространство между потребителем и товаропроизводителем, функционирует обеспечи-вая регулирование сбыта и обслуживание потребителей. Этот рынок ак-тивно реагирует на изменения со стороны спроса и старается обеспечить равновесие спроса и
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. //Консультант Плюс
2. Гражданский кодекс РФ от 21 октября 1994 года//Консультант Плюс
3. Федеральный закон от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите кон-куренции»// Консультант Плюс
4. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирова-ния команды/ В.В. Авдеев. М.: Наука, 2016. - 544 с.
5. Суворин, А.Б. Конкуренция в коммерции/А.Б. Суворин// Жур-нал «Конкуренция и рынок». – 2015. - № 3. – С. 15 – 18.
6. Шубин, С.П. Антимонопольное регулирование/ С.П. Шубин// Журнал «Конкуренция и право». – 2016. - № 2. – С. 29-33.
7. Беляевский, И.К. Коммерческая деятельность/ И.К. Беляевский. – М.: Наука, 2014. – 256 с.
8. Варламова, А.Н. Правовое регулирование конкуренции в Рос-сии/ А.Н. Варламова. - М.: ЛИГА, 2014. – 314 с.
9. Гукасьян, Г.М. Экономическая теория/ Г.М. Гукасьян. – СПб.: Питер, 2014. – 405 с.
10. Куранов, Л.П. Курс экономической теории: учебное пособие – 4-е изд. – М.: Вуз и школа, 2014. – 302 с.
11. Луцкая, Е.Н. Государственное регулирование монополии и конкуренции в промышленно-развитых странах/ Е.Н. Луцкая. – М.: ЛИГА, 2014. – 214 с.
12. Макконнелл, К. Р. Экономикс: Принципы, проблемы и полити-ка. В 2 т.: Пер. с англ. 16-го изд. – М.: Республика, 2014. – 604 с.
13. Михайлушкин, А.И., Шимко П.Д. Основы экономики: Учеб. пособие. 2 изд. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2014. – с.324.
14. Половцева, Ф. П. Коммерческая деятельность/ Ф.П. Половцева. – М.: Норма, 2014. – 212 с.
15. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов ву-зов/Под редакцией Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015. - 448 с.
16. Экономическая теория: учеб. для студентов высш. Учеб. заве-дений/ Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 654 с.
17. Юданов, А.В. Конкуренция. Теория и практика/ А.В. Юданов. – С-Пб.:Пресса, 2014. – 366 с.
18. Якубов, Р.С. Правоведение: Учебное пособие для студентов/ Р.С. Якубов. - Челябинск, 2015. – 325 с.
19. Влияние конкуренции на коммерческую деятельность. Режим доступа: http://psyera.ru (дата обращения 14.04.2019)
20. Коммерческая деятельность. Режим доступа: http://www.economy (дата обращения 14.04.2019)
21. Конкуренция и коммерция. Режим доступа: http://www.economy-web.org (дата обращения 14.04.2019)
22. Конкуренция в коммерческой деятельности. Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru (дата обращения 14.04.2019)
23. Методика проведения SWOT-анализа. URL: www.businesstuning.ru (дата обращения 14.04.2019)